ГлавнаяСхема музеяСеверная городская стена

Северная городская стена

Возведение Cеверной городской стены Дербента относят к VI веку н.э. Основанием такой датировки послужили арабские письменные источники IX -X вв. Арабские авторы связывают строительство города Дербента с именем царя Сасанидской Персии Хосрова I Ануширвана (531 — 579гг.). Кроме того, сообщения арабских авторов подтверждаются и пехлевийскими строительными надписями, которые расположены на северной стене. Северная городская стена города Дербента протянулась на 3,5 км от цитадели Нарын — кала по северо-восточному склону Джалганского хребта на восток к морю. Северная стена сохранилась почти полностью, здесь имеется большое количество выступов и башен для лучшего обстрела противника. Обращенная в сторону областей населенных многочисленными воинственными племенами кочевников, она принимала на себя основную тяжесть удара противника. Поэтому она имела большое количество оборонительных башен — 46, расположенных на расстоянии примерно 70 метров друг от друга. Стена возводилась при максимальном использовании рельефа местности. Она построена из местного ракушечника, отличающегося стойкостью к выветриванию. Высота стен в местах расположения башен 8-12м. Первоначальная кладка почти на всём протяжении, сохранившихся стен хорошо прослеживается. Она состоит из рядов облицовки, выложенных из крупных камней насухо, и забутовки на известковом растворе.
Северная крепостная стена включает в себя несколько элементов. Одним из них является маяк. Построенный русскими войсками в 1853 году деревянный маяк, в 1866 году был перестроен в каменный. Маяк высится над Северной крепостной стеной.

На протяжении всей городской стены существовало несколько городских ворот. Некоторые из них сохранились: Джарчи — Капы, Кирхляр — Капы, Таш -Капы. Ворота несли на себе не только оборонительную функцию, но и являлись символом и украшением города. Своим архитектурным обликом они должны были говорить о мощи и богатстве Дербента.

Ворота Джарчи — Капы, в переводе с тюркского — Ворота вестника — первые ворота от цитадели Нарын — Кала. У этих ворот ханский глашатай (джарчи) оглашал приказания и распоряжения правителей города. Арабские письменные источники IX -X вв. называют эти ворота Баб — эль — Мухаджир (ворота беглецов).
По преданию хазары, владевшие городом, не выдержав осаду арабского войска под предводительством Масламы (716 г.) покинули тайно город через эти ворота. Русское название «Водяные ворота», так как они вели к ближайшим родникам, питавшим город водой.

 

 


 

Ворота Кырхляр — Капыв переводе с тюркского «ворота сорока». Это вторые ворота от цитадели. Название ворот произошло от находящегося недалеко захоронения «кырхляр». Арабские авторы называют эти ворота Баб — аль — Кабир («Большие ворота») или Баб — аль — Джихад («Ворота священной войны»). Последнее название, видимо, связано с тем, что именно через эти ворота мусульманские войска уходили в походы против хазар. Русские авторы называют эти ворота «Кизлярскими», имея в виду дорогу в сторону русской крепости Кизляр.

Эти ворота, главные в военном отношении, можно считать одними из древнейших. Их строительство датируется VI веком, когда была построена сама северная крепостная стена. Ворота Кырхляр — капы, как и многие другие объекты Дербентской крепости, часто перестраивались, о чем свидетельствуют арабские настенные надписи, расположенные в стене рядом с воротами.

 
 

Ворота Даш – Капы, в переводе с тюркского Каменные ворота или Ворота камня – третьи ворота от цитадели Нарын — Кала. Они вели к каменоломням, откуда жители брали строительный материал. Отсюда и название ворот. Ворота были невелики по размерам, поэтому арабские авторы IX — X вв. называют их Баб — аль -Сагир (Малые ворота). Тюркские источники называют их Туркмен — капы (ворота, ведущие в сторону тюркских земель), а русские авторы Шуринские ворота, по названию административного центра Дагестанской области город Темир-Хан-Шура (ныне город Буйнакск), куда через ворота вела почтовая дорога. В 60-е годы XX века арка ворот была разобрана и проем расширен в связи с тем, что относительно малые габариты не обеспечивали потребности магистральной автомобильной трассы Ростов — Баку.<br/>

 

 

«Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) — ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI в. н.э.), с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в 1Х-Х вв. на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 кв. м), а прилегающая к нему территория (ок.40 кв. м) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 — нач. 1930-х гг. располагалось почитаемое, святое место (пир), носившее наименование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»), которое отразило местоположение объекта в углу у стыка оборонительной стены и башни; здесь собирались мусульмане-шииты перед паломничеством в Кербелу (Машхад ал-Хусейн) — одну из главных святынь шиитов, совершали пожертвования-садака и, обращаясь к Всевышнему в молитвах, просили его о помощи. В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 гг. на этом месте проводились археологические раскопки.