ГлавнаяСхема музеяМогилы Джум-Джум

Могилы Джум-Джум

Могилы Джум-Джум расположены на расстоянии около 200 метров от крепостной стены между цитаделью и Баят-Капы. Они представляют собой группу древних горизонтальных надгробий различных размеров. По преданию, здесь захоронено семейство одного из древних правителей- царя этих земель Джум-Джум. Размеры неодинаковы: 5 больших (длина 3метра, ширина 0,7 и высота 1м.) и пять малых, примерно вдвое меньше размером. На торцах и боковых сторонах сохранились выбитые куфические надписи. Надгробья ограждены каменным забором позднего происхождения, видимо построенного на месте более ранней ограды.

На восточной продольной стороне надгробия написано: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Эта могила Махмуда Абу-л Хасана, сына убитого на пути Аллаха в 469г. хиджри (1076-1077 гг.)
 

На западной продольной стороне: «Да помилует его Аллах, да увеличит Аллах (помилование) ему и его потомкам. Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха».
 

На южной стороне: « Боже, когда ты соберешь первых и последних, то прости твоего раба, бедного обладателя этой могилы!»
На северной стороне: Да помилует его Аллах. Четыреста шестьдесят девятый год».

Известный азербайджанский историк А. К. Бакиханов в 1841 г. писал о Джум-Джуме:«Иисус Христос, увидев однажды гнилой человеческий череп, желал узнать кому оный принадлежал и потому попросил бога воскресить его; когда же это было исполнено, то воскресший сказал, что он был очень могущественный царь язычников, и за грехи свои перед богом, страдает в аду; чтобы загладить молитвами и добродетелью прежние свои заблуждения он просил Христа дать ему снова жизнь и дозволить начать второй период оной на земле, что и было исполнено; после чего он умер с теплою верою в бога и благочестием».

Заметим, что джум по-арабски означает «череп» и это имя увязывается с содержанием легенды. Так как эпитафия не содержит ни этого имени, ни какого-либо намека на связь с существующей легендой, то последнюю нужно считать таким вымыслом, который оказался привязанным к этой могиле в более позднее время.

Для историка эта эпитафия интересна прежде всего как один из ранних мусульманских памятников в Дербенте.