ГлавнаяО Музее - ЗаповедникеПамятники архитектурыМаяк

Маяк

Дербент как морской порт известен с очень древних времен. И хотя о существовании здесь гавани сообщают арабские авторы IX-X вв., многие исследователи считают, что гавань в Дербенте была сооружена за долго до проникновения сюда арабов, еще до возведения каменных фортификационных сооружений Сасанидским царем Хосровом I Ануширваном.

Однако у древних авторов не встречаются никакие упоминания о существовании Дербенте такого важного атрибута порта, как маяк.

В районе крепости Дербент российские корабли появились впервые в 60-х годах XVI века, когда русские войска совершили ряд походов на западное побережье Каспия. Присоединение в 1556 году астраханского ханства к России с выходом в Каспийское море создало широкие возможности для торговли России с народами Кавказа и Средней Азии.

Стремясь укрепить влияние России на Каспийском море, установить балтийско — каспийский водный путь для расширения торговых связей между Европой и Востоком, Перт I организовал в 1722—1723 годах Персидский поход Российского флота, в результате которого Дербент и Баку с прилегавшими к ним землями были присоединены к России (русско-персидский договор от 12сентября 1723г.)

После Русско-персидской войны 1826—1828 годов Россия получила исключительное право иметь военный флот на Каспийском море, а русские и персидские торговые суда беспрепятственно плавать во всех направлениях.

Только в середине XVIII века, с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт, появилась необходимость сооружения в Дербенте маяка.

Значение Дербента как порта на пути из Астрахани в Баку и Персию существенно возросло. Порт стал быстро развиваться. Желая еще более активизировать торговлю с Персией, наместник на Кавказе генерал-фельдмаршал князь М.С.Воронцов распорядился в 1850 году принять меры по обеспечению безопасности плавания судов вдоль западного побережья Каспийского моря и, в частности, построить маяк в порту Дербент. Работы по строительству маяка были начеты в 1851 году.

В 1852 году строительство маяка по проекту капитана Савиничева было завершено. 16 января 1853 года маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста. Согласно предписанию наместника на Кавказе СМ Воронцова, маяк стал зажигаться с 1 мая 1853 года от вечерней до утренней зари.