ГлавнаяНовостиСУФИЙСКИЙ ЦЕНТР НА КАВКАЗЕ

СУФИЙСКИЙ ЦЕНТР НА КАВКАЗЕ

19 февраля 2020 - Администратор
article1467.jpg

 Общеизвестно, что Дербент самый ранний мусульманский город России. Ислам утвердился здесь еще в начале VIII в., в 115 г. хиджри. Это способствовало включению Дербента в орбиту политики Арабского Халифата, обусловило религиозные и политические контакты его со странами Ближнего Востока. В свою очередь, это способствовало распространению здесь тех идей, которые были широко представлены в странах Ближнего Востока, в том числе и суфизма.

Этот древний город быстро превращается в оплот на северных границах мусульманского мира, в один из центров распространения ислама на Восточном Кавказе, форпостом исламской идеологии, святыней Халифата, связанный с именами сподвижников пророка, знаменитых халифов, первым шахидами, павшими здесь «за веру».
Дербентские эмиры возглавляют многочисленные походы гази против «не-верных». В этом была одна из главных обязанностей эмира Дербента перед
мусульманским миром, как представителя «эмира всех верующих» - хали-
фа.
В то же время, укрепляя свой авторитет в многочисленных походах прово- дившихся под идеологическим лозунгом «борьбы за веру» эмиры Дербента выступали не только как правители города и военные предводители, но и как идеологические вожди. Они считались не только феодальными правителями города, но и главами всех мусульман города и округи.
Поэтому здесь недовольство народных масс властью эмира вылилось и в такую форму как распространение идей суфизма, который проповедовал близкий неимущему классу протест против богатства и роскоши феодальной верхушки и официального мусульманского духовенства, искажающего, по их мнению, ислам в угоду феодалам, идеализировал бедность, проповедовал аскетизм, воздержание, идеи уравнительности и равенства.
Очень быстро Дербент превращается в один из крупных центров суфизма.
Письменные источники свидетельствуют, что X-XII вв. здесь существовали многочисленные суфийские группы различных систем и дервишские братства, а известный мусульманский мистик Абу-л-Хасан ал-Джурджани основал в Дербенте «завийию» (суфийскую обитель).
Автор сочинения (XI в.) «Рейхан ал-хака’ик ва бустан ад-дада’ик» («Базилик истин и сад тонкостей») Абу Бекр ад-Дербенди в своем труде приводит имена 20-ти дербентских суфийских шейхов, представлявших различные его секты. По его свидетельству, каждый шейх имел свой «меджлис», состоящий из последователей и учеников, между которыми шла острая полемика по вопросам богословия и догматики ислама.
О суфизме в Дербенте свидетельствует и остатки суфийского святилища XI века - «Кийямат-гапы», в северной городской стене.
Библио-биографические энциклопедические словари средневекового Востока, средневековые арабские, персидские и турецкие исторические хроники и научные трактаты называют имена десятков алимов из Дербента, которые приобрели популярность в странах мусульманского мира.
Так, в книге «Сафар-наме» («Книга путешествий») известный персидский ученый-пилигрим Насир-и Хосроу (XI в.) пишет, что во время одного из своих путешествий в городе Шемиране (Иран) он встретился с человеком по имени Абу-л-Фади Халифа ибн Али ал-Филсуфи ад-Дербенди, который произвёл на него такое огромное впечатление, что они договорились еще раз встретиться на обратном пути.
Из нисбы видно, что этот человек уроженец города Дербента, а род его занятий – философия (ал-филсуфи).
Среди широко известных в мусульманском мире суфийских шейхов X–XI вв. были дербентцы: Абу-л-Касим ар-Варрак, Ибн аз-Зинджани, Абу-л-Хасан ал-Джурджани, Абу-л-Аббас Ахмад ат-Асабанди, Маммус ад-Дербенди, Абу-Бакр ад-Дербенди, Абу-л-Касим ад-Дербенди, Абу-л-Валид ал-Хасан ад-Дербенди, Абу Исхак Ибрахим бен Фарис ал-Баби и многие др.
В Дербент за знаниями приезжали из многих концов мусульманского мира. В свою очередь дербентцы обучались в таких известных мусульманских центрах как Багдад, Хорасан, Самарканд и др. Среди дербентских алимов были и ученики знаменитого ал-Газали.
Все это свидетельствует о том, что Дербент уже в X-XI вв. был одним из культурных и научных центров Восточного Кавказа, где проживали многие известные ученые того времени, которые внесли большой вклад в развитие научной мысли в средневековом Дагестане.
Суфийские шейхи Дербента, являясь беднейшими представителями мусуль- манских служителей культа, были выразителями идеологии городских низов и в борьбе за власть стояли на стороне народа, а порою и возглавляли эту борьбу. Известно выступление горожан против эмира Маймуна (X в.) под руководством суфийского проповедника Мусы ат-Тузи, который, как сообщает источник «…28 дней осаждал цитадель Нарын-кала, где укрепился эмир Маймун со своими сторонникам, и дела приняли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность [с условием], что сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в соседний Табасаран».
Перу дербентского философа XI века Абу-Бакра Мухаммада бен Муса ал-Фарадж ад-Дербенди принадлежит знаменитый трактат по идеологии суфизма «Рейхан ал-хака’ик ва бустан ад-дада’ик» («Базилик истин и сад тонкостей»).
Авторами исторических хроник XI в. «Дербенд-наме», «Тарих-и Баб ал-Абваб» и «Тарих-и Ширван ва ал-Баб » также являются дербентские алимы.
Широкой известностью в мусульманском мире пользовались:
- Абу-Амр Усман ибн Ахмад ад-Дербенди известный как факих (мусульманский правовед) Багдада, учился праву у знаменитого суфийского шейха Абу-Исхака аш-Ширази.
- Абу-Бакр Мухаммад ибн Ашир аш-Ширвани ад-Дербенди, который носил
в мусульманском мире звание «благочестивый факих»;
- Абу-л-Валид ал-Хасан ибн Балхи бен Мухаммад ад-Дербенди – по сообщению «Энциклопедии ислама» был широко известный в мусульманском мире мухаддис (знаток хадисов) и историк.
- Абу-Му’аммар Амр бен ал-Хасан ал-Баби – известный в мусульманском мире как Ибн ал-Маслама был крупный теолог шиитского толка. Знаток
хадисов. Основал в Дербенте меджлис (собрание, общество ученых);
В «Словаре стран» известного арабского энциклопедиста Йакута ибн
Абдаллах ар-Руми ал-Хатави (XII в.) читаем: «…Ибрахим ибн Хаким ал-Хунлуки ад-Дербенди был шафиитским факихом, благородным, заслужива- ющим доверия. Он изучал мусульманское право у ал-Газали, слышал много хадисов».
Он же приводит имена других дербентских суфийских ученых:
Захир бен Найин, Ибрахим бен Джафар, Хасан бен Ибрахим, Хилал бен Абдуллах.
В другом труде того времени «Фасаил», приводятся имена дербентских алимов: Зухайр бен Мухаммад ал-Баби, Мухаммад бен Хишам ал-Баби, Абу Имран ал-Баби и Абдул-Хасан Хабиб бен Фахд ал-Баби. (ал-Баб – одно из арабских названий Дербента).
В труде Ибн Баттуда приводятся имена алимов Абу Валида ад-Дербенди и Абу Усмана ибн ал-Мусаддад ибн Ахмед ад-Дербенди.
Выше указанный дербентский автор XI в. Абу Бакр ад-Дербенди в своем труде «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дада’ик» сообщает о духовном главе шиитской общины Дербента Ахмаде бен ал-Хусайн ал-Гада’ири который покровительствовал многим ученым и руководил одним из суфийских маджлисов (собранием) города.
Там же мы читаем о Йусуфе бен Ахмад Абу-л-Касим ал-Фукаи ад-Дербенди как о «…наиболее влиятельном и почитаемом в Баб ал-Абвабе (Дербент)» суфийском шейхе, наставнике многих дербентских факихов (правовед) и суфиев.
Широкую популярность в мусульманском мире в свое время имел слепой проповедник суфизма из Дербента Мунаббих ал-Хумайди.
Этот перечень суфийских алимов Дербента можно и дальше продолжить.
По счастливой случайности могилы некогда широко известных во всем мусульманском мире суфиев дошли наших дней.
В 1928 г. Е. А. Пахомов на древнем кладбище северо-западнее цитадели
Нарын-кала обнаружил надгробие шейха Йусуфа бен Ахмад Абу-л-Касим ал-Фукаи ад-Дербенди. Во-время прокладки улицы Мамедбекова в середине 60-х годов прошлого века А.Шихсаидов обнаружил могилу «кудат аль-кади» (главный кадий дербентского эмирата) шейха Ахмада бен ал-Хусайн ал-Гада’ири (надгробие хранится в дагестанском государственном университете).
Возможно среди древних надгробий с которыми мы порою обращаемся безответственно есть надгробия других знаменитых суфийских шейхов Дербента X-XI вв., оставивших глубокий след в его истории.
Несомненно одно, Дербент в X-XI вв. являлся не только крупнейшим центром исламизации на Северном Кавказе, но и крупным духовным центром, где утверждалась и развивалась суфийская традиция.
 
   
 
 
 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 56 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика