ГлавнаяНовостиШКАТУЛКА и все ее тайны

ШКАТУЛКА и все ее тайны

7 августа 2020 - Администратор
article1590.jpg

  ШКАТУЛКА и все ее тайны

       Шкатулка -  ( устар. ларец, ларчик, баульчик, укладочка) – маленькая коробочка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности, и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.

     Слово «шкатула» в русском языке впервые упоминается в 1598 г., а «шкатулка» - в 1610 г. : «Да из шкатулки дала боярыням и княжнам и казначеем по перстеньку по золотому». Согласно  «Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера», в русский язык слово пришло через польское szktufa из среднелатинского scatula, итальянского scatola – коробка.

     Шкатулки в основном закрываются на замок. В ХУI-ХУII веках для большей безопасности использовались шкатулки с тайниками в толще крышки или под ложным дном. В Х1Х веке появились шкатулки с секретом, которые можно открыть только через какое-то неочевидное действие или сложную серию манипуляций. Шкатулка появилась из глубокой древности, из государств Востока. С тех пор ее концепция практически не изменилась, но стали  использоваться современные материалы и немного была усовершенствована схема ее создания.  Качественно сработанная из дерева, выточенная из камня или вырезанная из слоновой и моржевой кости - из чего бы ни была сделана шкатулка-шкатулочка, она всегда хранит внутри маленькую загадку. В истории и литературе есть немало примеров, когда в шкатулках  хранили компрометирующие материалы, например, так называемые «Письма из ларца» Марии Стюарт к Джеймсу Хепберну, или письма Година де Сент-Круа к маркизе де Бренвилье.

      Шкатулка – безмолвная хранительница сердечных тайн, женских секретов, ценных вещей и дорогих украшений. О ней сложено много легенд и ходит немало мифов.  Например, коварная Клеопатра хранила в шкатулках не только драгоценности, но еще кинжалы, яд и т.д.  А некоторые народы древности использовали эти деревянные изделия для поднесения даров. Уже в те времена сам по себе ларец был очень ценным, не говоря о его содержимом. Японские и китайские мастера еще две тысячи лет тому назад изготавливали деревянные коробки различной величины и формы, и украшали их смолой дерева. Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине, декорирование футляров тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями.

     Старинная шкатулка, сработанная из дерева, выточенная из оникса или мрамора, либо сделанная из слоновой и моржовой кости, всегда хранила в себе тайну. Как правило, такие шкатулки были снабжены замками с секретом, чтобы уберечь содержимое от кражи и посторонних глаз. Старинные шкатулки уже сами по себе представляют ценность, ведь помимо дорогостоящей отделки они могут быть обладателями редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами – двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий со шкатулкой  и т.д.

     Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включала собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представляющие дорогостоящие произведения искусства. В антикварных шкатулках особенно ценится секрет. Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигли совершенства в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков. А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре Первом.

     Шкатулки зачастую могут являться предметами большой стоимости, так как для придания красивого вида их могут покрывать слоновой костью, эмалью, кожей, благородными металлами (золото, серебро), драгоценными (рубин, сапфир, изумруд)  и полудрагоценными (сердолик, бирюза, кораллы) камнями. Ученые считают, что вначале были созданы шкатулки для украшений. Талантливые  умельцы в восточных государствах уже 2 (две) тысячи лет назад изготавливали футляры из дерева различной формы и размеров, расписывали их смолой редкого лакового дерева. Стремясь превзойти других, мастера по шкатулкам создавали все более и более искусные технологии шлифовки. Так была изобретена технология мелкого выпиливания по древесине и приемы украшения шкатулок кожей или тканью, отделки кристаллами, ценными металлами и костью слонов и моржей.

     Эти футляры становились большой ценностью сами собой, ведь зачастую в отделке использовались ценные металлы или драгоценные камни. Пользовались популярностью шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме имелась шкатулочка, ларчик или сундучок, где хранили украшения, дорогие сердцу безделушки или подарки. Создавали отечественные умельцы  и куда более сложные вещицы, чем для драгоценностей шкатулки. Скрытые в дне, крышке или боковых дощечках незаметные сразу коробочки распахивались только после надавливания потайной клавиши. Эта уловка превращала шкатулку в самый надежный тайничок. Русский человек – большой любитель придумывать и разгадывать тайны, видно, поэтому шкатулки с секретным механизмом сильно полюбились в нашей стране. Для оформления шкатулки использовались такие технические приемы, как гравировка, инкрустация, скань, зернь, перегородчатая эмаль и т.д.

     В составе коллекционного фонда ДМЗ особое внимание заслуживают две шкатулки различного происхождения. Они представляют интерес, в первую очередь, своими индивидуальными художественно-эстетическими  и утилитарными особенностями. Первая, под КП-ым номером 716, европейского происхождения, изготовленная из темно-коричневого дерева, прямоугольной формы, низкая, имеющая четыре плоские прямоугольные ножки.  Корпус-хранилище шкатулки оформлен многослойным  декором в виде врезных прямоугольников. Крышка плотная, трехслойная, верхний слой – выступающий. Крышка шкатулки орнаментирована врезным узором витиевато-ажурного растительного характера, в центре композиции расположен выпукло-врезной декоративный орнамент, напоминающий тропическое растение. Весь орнамент выделен прямоугольной рамой, в передней части крышки рама обрывается вкраплением в него надписи на латинском языке JNTERLAKEN, обозначающий название  швейцарского города Интерлакен.  Швейцарский город Интерлакен – климатический курорт, его название  означает «между озерами», потому что находится он в самом центре Швейцарии, между  двумя озерами. Как известно, Швейцария – это страна, прославившаяся на весь мир изготовлением  высококачественного, вкусного шоколада в широком ассортименте. А так как швейцарский город Интерлакен – одно из самых туристических мест, куда еще со времен Марка Твена, Гете, Вагнера, Мендельсона и представителей европейских королевских фамилий ежегодно тянется массовый поток туристов, то не исключено, что данная шкатулка могла быть приобретена кем-то из состоятельных жителей-путешественников из наших краев в качестве ценного сувенира, напоминающего о Швейцарии, вкупе со сладким, божественным чудом под названием - шоколад. Происхождение шкатулки можно датировать не ранее конца 19-го – начала 20-го в.

     Вторая шкатулка, под КП-ным номером 634, по своей конфигурации и техническим приемам в оформлении относится к так называемой исламской группе шкатулок. Она изготовлена из плотной породы дерева, сундукообразная, низкая, прямоугольной формы. Шкатулка целиком покрыта позолоченным железом. Имеет тонкую, З-образную фигурную ручку. Крышка шкатулки разделена на 12 прямоугольников, из которых 6 центральных – желтого цвета, без рисунка. Крайние угловые четыре прямоугольника орнаментированы декоративным узором, напоминающим следы от копыт мелкого рогатого животного. По происхождению данную шкатулку можно отнести к 19-ому веку. Азербайджан, г.Шеки.

     Исламское (мусульманское) искусство – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.  Ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. В период правления Мамлюков в Египте и Сирии изготовляли кувшины, тазы, шкатулки из латунного листа, гравированного и инкрустированного серебром. Надписи, которые помимо своей информационной ценности, были главным декоративным элементом того времени. Как правило, они выполнялись почерком с у л ь с. Для того, чтобы равномерно распределить надпись, ее прерывали картушем в виде медальона – круглого и треугольного. Одновременно мастер также использовал геометрический и растительный орнамент, которым заполнял оставшееся пространство. Предметы, заказанные специально для мамлюкской аристократии, как правило, имели надписи с перечнем всех эпитетов заказчика, а также восхваления в его адрес. Почти повсеместно для декорирования изделий из металла применялись чеканка, гравировка, инкрустация медью, золотом, серебром. Мастера создавали подсвечники, кувшины, вазы, письменные приборы, шкатулки для хранения Корана, курильницы для благовоний, вся поверхность которых заполнялась сложным орнаментом.

    Азербайджанский город Шеки, обладающий древней историей и богатой культурой, на протяжении многих веков являлся одной из территорий, где на высоком уровне развивалось искусство по художественной резьбе по дереву, металлу, камню, кости и т.п. Художественная резьба является самым древним и самым широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства. С помощью различных инструментов художник вырезает на материале – камне, кости, дереве и т.д. различные узоры, рисунки.

 

         Научный сотрудник

          Отдела «Фонды»                                                                                                                                        Роза Мирзалиева

 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 100 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика