ГлавнаяНовостиОбычай, увековечивший образ императора

Обычай, увековечивший образ императора

1 июня 2020 - Администратор
article1515.jpg

 К 348-летию Петра Первого

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Благовест подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей. Веселый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 года – так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду. Праздник, по счету он был четырнадцатым, назывался государской всемирной радостью. Рождение Петра сопровождалось традиционным ритуалом: царь послал объявить свою государскую радость всей столичной знати. На торжественном молебне в главном соборе России – Успенском – присутствовали: Боярская дума, Освященный собор, придворные чины, дворяне московские, полковники солдатских и стрелецких полков, именитый человек Строганов, а также верхушка купечества – гости. При царском дворе существовал еще один обычай – с новорожденного или новорожденной снимали мерку и тут же поручали придворному живописцу изобразить ребенка на доске. Внешнего сходства «портрета» с оригиналом – никакого. Единственное, что их сближало, так это рост: у Петра он равнялся 33 (тридцати трем) вершкам.

Петр Первый – великий (последний) русский царь, который был провозглашен царем в десятилетнем возрасте, создатель Российской империи, первый русский император. Среди прочих дипломатических и военных акций по расширению границ, укреплению экономической мощи и политической значимости Российской империи, совершил Персидский поход, в результате которого присоединил к России Дербент и утвердил российское присутствие на Северном Кавказе.

В книге Касумова Н.К. «Дербент - ворота Кавказа» говорится: «...В результате Персидского похода Дагестан был включен в состав Российской империи. Пребывание Дагестана в составе России имело важные последствия в истории дагестанских народов».

Противоречивая и вместе с тем незаурядная натура Петра вызывала интерес не у одного поколения творческих личностей. Великий и могущественный император, к образу которого применимы все положительные эпитеты настоящего «народного царя», оставил глубокий и неизгладимый след, как в отечественной, так и в мировой истории.

В изобразительном искусстве образ Петра Первого в творчестве многих именитых и прославленных художников, как российских, так и многих зарубежных авторов, закрепился не только в контексте творца великой российской истории, но и как незаурядная и разносторонне развитая, неординарная личность. Тем самым они способствовали увековечению могущественной фигуры Петра Первого в нестираемых «монументальных красках». Среди них такие звучные в истории живописи имена, как Франц Рубо, Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, Август Толяндер, Жан Марк Натье, Сергей Кириллов, Иван Никитич Никитин и многие другие.

Все виды музейной работы – научно- исследовательская, просветительско-пропагандистская, фондово-закупочная, экспозиционно-выставочная и т.д. опираются как на предметы историко-культурного и декоративно-прикладного искусства, на древние артефакты и на другие научно значимые и ценные носители исторической летописи, так и на художественные произведения, сосредоточенные в фондозапасниках музея-заповедника. Они представляют большую художественную и познавательную ценность.

Создатель серии портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, знаменитых полководцев, военачальников, ученых, писателей, путешественников и т.д., оставивших заметный след в истории города, внесших значительный вклад в развитие науки, культуры, экономики, расцвету ремесел, торговли, укреплению дипломатических связей и т.д., самобытный художник Мелик Агабалаев доносит до нас не только внешний облик человека, но и возвышенный благородный строй его мыслей и чувств, воссоздает историю надежд и вдохновений современников того или иного по своему историческому и культурному значению периода.

Целостный, живой и многогранный образ императора, «пробивший окно» не только в Европу, но и на Кавказ, занимает среди галереи портретов, выполненных художником М.Агабалаевым, видное место. Их в составе коллекции живописи два: «Петр Первый у Дербентской стены» и «Петр Первый в роще близ Джалгана».

На картине М.Агабалаева «Петр Первый у Дербентской стены» фигура Петра гротескно значительна. Петр Первый запечатлен в полный рост, у крепостной стены, с видом на старинную часть города. Древние, оборонительные стены крепости с башнями, бойницами, со всей фортификационной системой, делят город как бы на две части.

В нижней части города представлен весь колорит быта через призму торгово-ремесленной сферы жизни горожан. Часть горожан увлечена покупкой товаров, которые изготавливаются мастерами тут же, в ремесленных мастерских и реализуются через открытые лотки или у небольших крытых лавок, сколоченных прямо посреди небольших, тесных торговых площадей, а также у фасадов жилых строений. Дипломатическому взору российского царя представился весь древний Дербент периода ХУШ века, в торгово-экономических связях которого караван верблюдов, передвигающийся вдоль крепостной стены, являлся непременным атрибутом. Вторая часть города, расположенная за пределами крепостных стен, являет собой непосредственно плотно заселенную часть с тесной нерегулярной жилой застройкой, вылившейся в некие хаотичные, запутанные, узкоколейные средневековые кварталы, называемые – магалами.

Высокая, стройная фигура Петра отражена во всем великолепии царского обличья. Он одет в зеленый камзол, перехваченный белым поясом-кушаком. Ворот и обшлаги камзола обшиты парчовой тканью ярко-красного цвета. Длинный ряд мелких золотистых пуговиц наполовину расстегнут, обнажая нижний кафтан из дорогой ярко-красной парчи. Через правое плечо Петра 1 перевязана атласная лента малинового цвета. На левом боку пристегнута шпага с позолоченным эфесом. Ноги обуты в черные сафьяновые сапоги-ботфорты. Голову императора покрывает треуголка из темно-вишневого фетра, поля которой украшены белой горжеткой. Левая рука Петра опирается об длинную, тонкую трость, в правой руке зажата пара изящных белых перчаток.

Яркое, колористическое решение, в котором доминируют бежевые, золотисто-желтые, зеленые, голубые и красные оттенки, динамичный строй произведения способствовали воплощению главной идеи – передаче энергии, неиссякаемой и напористой воли императора.

В сюжете еще одной картины Мелика Агабалаева, посвященной периоду пребывания русского царя в Дербенте - «Петр Первый в роще близ Джалгана», отражен торжественный исторический момент приема, оказанного царю в роще близ Джалгана правителями города Дербента (князьями, беками, наибами, султанами и т.д.). Композиция картины примечательна масштабностью, как в историческом плане, так и охватом действующих лиц, т.е.многофигурностью. В центральной части картины

полукругом расположились: на массивном пеньке срубленного красного дерева сидят Петр; справа от него – ученый Саймонов, наиб Имам-Кули в торжественно-нарядном уборе ярко-красного цвета; далее, слева - один из советников императора, дающего какие-то указания позади стоящему наибу. Напротив них, прибегая к этикету восточного гостеприимства, расстелив на желтой выжженной траве скатерть со всякой снедью, яствами, различными винами, восточными сладостями, расселись на ярких ковриках остальные из числа знатнейших людей Дербента. В центральной части переднего плана картины, выразительно, в то же время с легкой ненавязчивой добродушностью, в композицию вписан натюрморт из различной дворцовой утвари и фруктов. Чуть поодаль, в левом углу картины запечатлены два вооруженных горца из свиты султана. В правом углу картины, соорудив небольшой примитивный очаг на земле, свое мастерство стряпни демонстрирует шашлычник в ярко-красной походной «пилотке». С не меньшим усердием стараются угодить императору, развлекая его игрой на различных музыкальных инструментах, ашуги, исполнители самобытных народных песен, расположившиеся под сенью реликтового дерева. Чуть поодаль них, выстроилась группа стражников из сопровождения Петра, при полном походном вооружении и снаряжении. Чуть ближе к отдыхающим, под сенью мощного, увесистого дуба расположились пешие и конные армейцы Петра: одна группа охраняет большое походное знамя ярко-желтого цвета, другая, слева – разгружает кавалерийское снаряжение. В композицию тщательно вписан летний пейзаж: дубовая, солнцем залитая роща и часть стены «Даг-Бары».

 

Научный сотрудник отдела «Фонды»

Р. МИРЗАЛИЕВА

Рейтинг: 0 Голосов: 0 56 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика