ГлавнаяНовостиО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

21 июня 2018 - Администратор
article969.jpg

 22 июня  1941 года -  горестный день  в  истории  нашей  Родины,  который в один  миг  перечеркнул  судьбы многих  людей Союза ССР, от  Дальнего Востока  до Урала, от  Сибири до  Кавказа.

        В этот  безоблачный  летний  день 1941 года, со всех рупоров, из  радио и громкоговорителей  разнесся звучный, громогласный, скорбно-трагический  баритон  диктора Советского Союза  Левитана, объявившего  о вторжении в границы  нашего Отечества немецких войск. Необъявленная война  со  стороны фашистской  Германии, в  нарушение  мирного  пакта о ненападении, с особой жестокостью и  варварством  ворвалась в мирную, созидательную жизнь  народов  нашей страны, принеся  с собой гибель, разруху, голод, блокаду и  другие нечеловеческие злодеяния.

     Великая  Отечественная  война заставила перестроиться на военный лад все  стороны жизни советских людей.  Мирные люди одевали  военную форму и брали в руки оружие; заводы начинали  выпускать оружие  и снаряды, артисты  уходили на фронтовые  бригады; поэты становились военкорами, композиторы писали  солдатские песни.

     Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком  живописи. Художники вместе  со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направлялись в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства. Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события  сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых  эффективных  средств  выражения  чувств  всего населения для призыва к действию, к защите Родины.

     Многие  плакаты  стали  классикой  Советского  искусства. Основные  сюжетные линии  плакатов военных  лет  состояли из  героических  плакатов; плакатов, обращенных  к  труженикам  тыла и партизанам; плакатов, бичующих  бесчинства  фашизма.

     Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. Нет, вероятно, человека в нашей стране, который бы не знал проникновенного, мобилизующего произведения Ираклия Тоидзе « Родина-мать зовет!».  Образ  матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто  использовали художники-плакатисты, но этот стал  символом первых дней  Великой Отечественной войны.

     Плакат  с известным произведением И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Интересна  история создания плаката, которую  рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжелая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа – грузинских женщин – и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее  Родина-мать.

     Не обошла стороной тема Великой Отечественной  войны и музейные предметы, как  источники научного познания,  из художественного фонда  Дербентского  музея-заповедника.  Коллекция  живописи «Предметы искусства», включает в свой состав  такие  направления, как  художественные  полотна, графика, скульптура. В технике «графика» (картон, бумага, тушь, гуашь), в историческом жанре – сюжеты на тему героизма  на  фронтах Великой Отечественной  войны, исполнены  работы Геджухского художника Фазаила Ходжаева. Это три плаката, три графические композиции: лаконичное, броское  воплощение творческого замысла   художника историко-патриотической наполненности,  и в то же время пропагандистско-призывного содержания. 

     Первый  сюжет Ф.Ходжаева называется «За Родину». Крупным планом, на фоне  красного знамени изображена молодая женщина, призывающая к защите Родины. В верхнем левом углу черным шрифтом выведена дата – 21 июня 1941 г.  Ниже расположена надпись – «За  Родину».

     Второй сюжет из этой серии -  называется «Победа».  В нем воплощен  образ  советского  воина-победителя, на фоне  развевающегося красного знамени, выпускающего  салют в честь победы. Знамя расписано  красной  пятиконечной звездой и датой – 9 мая 1945 г, выведенной  белым шрифтом.  Ниже  надпись – «Победа».

     Сюжет третий  из цикла «Великая Отечественная» называется  - «Слава». На этом плакате изображен вечный огонь на красном  гранитовом  постаменте,  у высокого  обелиска, по обе  стороны от  которого  развеваются  знамена  союзных республик СССР.  Композицию дополняет образ скорбящей женщины на черном гранитовом постаменте, выпускающей в небо трех белых журавлей : олицетворение вечной памяти  солдатам и бойцам, павшим на полях ВОВ.  Сюжет  кличет  о  славе, которую своей беспримерным  подвигом   и  бесстрашной  отвагой завоевал  советский  воин.     

  Научный сотрудник

  Отдела «Фонды»                                       Р.Мирзалиева

 

 

 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 85 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!