ГлавнаяНовостиО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА

20 июня 2020 - Администратор
article1544.jpg

22 июня 1941 года - горестный день в истории нашей Родины, который в один миг перечеркнул судьбы многих людей и семей многонационального Союза ССР, от Дальнего Востока до Урала, от Сибири до Кавказа. В этот безоблачный летний день 1941 года со всех рупоров, из радио и громкоговорителей разнесся звучный, громогласный, скорбно-трагический баритон диктора Советского Союза Левитана, объявившего о внезапном вторжении в границы нашего Отечества немецких войск. Необъявленная война со стороны фашистской Германии, в нарушение мирного пакта о ненападении, с особой жестокостью и варварством ворвалась в мирную, созидательную жизнь народов нашей страны, принеся с собой гибель, разруху, голод, блокаду и другие нечеловеческие злодеяния.


Великая Отечественная война заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди надевали военную форму и брали в руки оружие; заводы начинали выпускать оружие и снаряды, артисты уходили на фронтовые бригады; поэты становились военкорами, композиторы писали солдатские песни.

Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром – говорить с людьми языком живописи. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направлялись в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. Но в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, нужно было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам. Необходимость сделать это непосредственно и быстро – все это послужило в годы войны основой для развития плакатного искусства. Плакат обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения для призыва к действию, к защите Родины.

Многие плакаты стали классикой Советского искусства. Основные сюжетные линии плакатов военных лет состояли из героических плакатов; плакатов, обращенных к труженикам тыла и партизанам; плакатов, бичующих бесчинства фашизма.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. Нет, вероятно, человека в нашей стране, который бы не знал проникновенного, мобилизующего произведения Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!». Образ матери, зовущей на борьбу с врагом, впоследствии часто использовали художники-плакатисты, но этот стал символом первых дней Великой Отечественной войны.

Плакат с известным произведением И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Интересна история создания плаката, которую рассказали жена и сын художника. Тамара Тоидзе фактически подтолкнула мужа к созданию плаката. В то июньское утро, в тот ошеломляющий миг, когда страна узнала страшную новость, Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжелая участь провожать сыновей на войну. И этот жест, который она, русская женщина, незаметно для себя переняла у землячек мужа – грузинских женщин – и который был так знаком ему, помог создать художнику его лучшее творение. В этой женщине олицетворяется и каждая мать бойца, ушедшего на фронт, и разоренная, призывающая помочь и защитить ее Родина-мать.

Не обошла стороной тема Великой Отечественной войны и музейные предметы, как источники научного познания, из художественного фонда Дербентского музея-заповедника. Коллекция «Предметы искусства» включает в свой состав такие направления, как живописные художественные полотна, графика, скульптура. В технике «графика» (картон, пастель, акварель, гуашь) в историческом жанре – сюжеты на тему героизма на фронтах Великой Отечественной войны, выполнены несколько работ Геджухского художника Фазаила Ходжаева. Это три плаката, три графические композиции: лаконичное, броское воплощение творческого замысла художника историко-патриотической наполненности, с ярко-выраженным пропагандистско-призывным содержанием.

Первый сюжет Ф.Ходжаева называется «За Родину». Крупным планом, на фоне красного знамени изображена молодая женщина, призывающая к защите Родины. В верхнем левом углу черным шрифтом выведена дата – 21 июня 1941 г. Ниже находится надпись – «За Родину».
Второй сюжет из этой серии называется «Победа». В нем воплощен образ советского воина-победителя, на фоне развевающегося красного знамени, выпускающего салют в честь победы. Знамя расписано красной пятиконечной звездой и датой – 9 мая 1945 г., выведенной белым шрифтом. Ниже надпись – «Победа».

Сюжет третий из цикла «Великая Отечественная» называется «Слава». На этом плакате изображен вечный огонь на красном гранитовом постаменте, у высокого обелиска, по обе стороны от которого развеваются знамена союзных республик СССР. Композицию дополняет образ скорбящей женщины, выпускающей в небо трех белых журавлей: олицетворение вечной памяти солдатам и бойцам, павшим на полях ВОВ. Сюжет кличет о славе, которую своим беспримерным подвигом и бесстрашной отвагой завоевал советский воин.


Научный сотрудник
Отдела «Фонды» Роза Мирзалиева

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 52 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика