ГлавнаяНовостиИстория одного предмета. Картина «Работорговля в Дербенте»

История одного предмета. Картина «Работорговля в Дербенте»

20 июля 2020 - Администратор
article1574.jpg

       Коллекционный фонд Дербентского музея-заповедника формировался  исходя из основных видов деятельности ДМЗ – научной, научно-исследовательской, просветительско-пропагандистской и т.д.

      Коллекция живописи представляет интерес, в первую очередь, как  многожанровостью, так  и интересными композициями с разнообразным  тематико-сюжетным построением.

     Одной из таких работ является картина художника Мелика Агабалаева «Работорговля в Дербенте». В основу сюжета легла тема работорговли, центром развития которой являлся и город Дербент. Рабство в Дербенте существовало с давних времен. Первые сведения о рабстве здесь сообщают еще средневековые арабские авторы. Так, ал-Истахри (Х век) пишет, что в Баб-ал-Абвабе широко развита торговля рабами, привозимыми со всех концов земли. Все эти сообщения согласовываются с тем фактом, что благодаря своему удобному географическому расположению на важнейших торговых путях, связывающих население Юго-Восточной Европы, Закавказья и Передней Азии, Дербент оказался очень рано втянутым в орбиту оживленных торговых связей. Сюда на невольничьи рынки («есир базар») привозили рабов из многих земель, в числе которых были «…греческие, печенежские, хазарские» и т.д. Рабство в Дербенте сохранялось и в поздние века. Авторы ХIII в. в числе товаров, продаваемых на дербентских базарах, называют «рабов и очень красивых девушек-рабынь». Адам Олеарий писал, что «….Татары (азербайджанцы) доставляли сюда много краденых детей. А также взрослых турков и русских для продажи, их затем перепродают в Персию».

     На картине Мелика Агабалаева «Работорговля в Дербенте» запечатлен момент бойкой торговли людьми. Центральную часть композиции занимает фигура купца в чалме, с белой бородой. Правой рукой он держит за руку полуголую девочку-подростка, другая - заткнута за пояс. Чуть поодаль стоит голый по пояс, также выставленный на продажу, юноша-подросток. Девочка напугана, голова наклонена набок, длинные каштановые волосы распущены. Свободной рукой девочка пытается прикрывать свою наготу бирюзовым покрывалом. Трое мужчин-горцев в черкесках и каракулевых папахах принимают оживленное участие в торговле. Их ярко выраженная жестикуляция говорит о том, что им не безразличен исход торга. Далее, в левом углу картины запечатлена фигура еще одного горца в папахе, верхом на навьюченном осле, как бы невзначай ставшего свидетелем торга.  В центре композиции, сидя на земле перед всей этой процессией, молодая женщина кормит грудью ребенка. На ее голову небрежно накинут платок светло-бежевого цвета. Рядом стоит корзина со всевозможным дорожным скарбом и едой. Торговля развернута у широкого импровизированного шатра.      

 

Научный сотрудник

отдела «Фонда»                                                                                                                                                           Роза Миралиева

Рейтинг: 0 Голосов: 0 87 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика