ГлавнаяНовостиИстория одного предмета

История одного предмета

9 июня 2020 - Администратор
article1527.jpg

В фондах Дербентского музея-заповедника хранится коллекция  «Ковры, ковровые изделия и мягкий инвентарь». В коллекцию входят ковры Южного и Северного Дагестана, Северного Азербайджана и Туркмении. Датируются ковры в основном концом XIX, начало  и середина XX вв.

 Искусство ковроделия, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубокую древность. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Ковры как произведение искусства сохранили свои традиции и технологию выработки от прошлого до наших дней. Восточные ковры ручной работы  носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью и долговечностью  (срок эксплуатации ковров более 100 лет).

Родиной восточного ковра с полным правом можно назвать древнюю Персию.

Так как религия – основа жизни восточного человека, одним из наиболее ценных дизайнов восточных ковров считается молитвенная арка, которая изображает вход в мечеть, символизирующая некий приход к богу. Очень часто в ее внутреннем пространстве изображается древо жизни – один из основных элементов персидского ковра. Этот очень популярный ковровый дизайн, который подразумевает в восточной культуре вечную жизнь.

В экспозиции отдела  «Ковра и народно-прикладного искусства» Дербентского музея-заповедника находится персидский ковер, который относится к коврам типа «Древо жизни» (нач. XXв., х/б, шерсть, узелковое плетение, натуральные красители, 117х127см, КП-1014). На бежевом фоне изображен михраб, что символизирует обращение к богу. В центре ковра расположена ваза, похожая на греческую урну с ручками – Ваза Бессмертия. В вазе стоят цветы, возвышающиеся до верхней арки, в сочетании с ветвями вечнозеленого кипариса, по углам основного поля они символизируют вечную жизнь и скорбь одновременно. Ковер окаймлен тремя полосами, ведущая средняя полоса широкая: на бежевом фоне – растительный орнамент. Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей «скверны». Дерево жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящее вглубь земли, - подземный, нижний мир, ствол и нижние ветви – небо, верхние ветви – рай. Таким образом оно связывает землю и рай. В разных культурах это дерево представляют кипарис, кедр, инжир, оливковое дерево, виноград, финиковая пальма, бук, гранат и дуб. Самым распространенным мотивом является изображение кипариса в качестве дерева жизни. Он выступает символом долголетия, выносливости, праведности и красоты. Любуясь этим ковром, можно не только насладиться роскошью и красотой его узоров, но и ощутить его богатый внутренний мир, наполненный бесконечным смыслом.

Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются прежние технологии, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению.

 

 

 

Научный сотрудник-хранитель фондов   Юсуфова Г.А.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 41 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика