ГлавнаяНовостиДербентский порт.

Дербентский порт.

2 июля 2018 - Администратор
article980.jpg

 Почти все путешественники, прибывавшие с моря в наш прикаспийский город, в первую очередь обращали внимание на его богатый торговый порт.

И поскольку своего природного залива здесь побережье не имело, то естественно было предположить, что выдвинутые в море каменные стены были построены специально, чтобы создать удобную внутреннюю гавань для судов, где они были  бы защищены не только от штормовых волн, но и от злых врагов. Вот почему высказывание арабских географов могут быть признаны субъективными. Что касается их рассказов о подробностях сооружения крепостных стен прямо в воде, то тут следует учитывать, что эти арабских путешественников отделяет от нас огромное расстояние – целое тысячелетие. Возможно, для Истахри, Масуди, Белами и других, рассказы дербентских жителей о строительстве в море защитных стен носили характер легенды.

«Баб-ал-абвав приморский город. В середине его находится якорная стоянка для судов. Между этой стоянкой и морем, по обе стороны моря, построены две стены, так, что вход для судов узок и труден… И в устье порта протянута цепь, так что не может судно ни войти, ни выйти иначе как с разрешения». Вот, что  увидел в 930 г. и описал, в своей книге путей и царств известный арабский географ и историк ал-Истахри.

Автор еще одной «Книги путей и царств» ибн Хаукал, описывая дербентский порт, подтвердил сообщение ал-Истахри, что ворота в гавань были перекрыты цепью, которая запирается на специальный замок, а ключи от него находится у того, кто наблюдает за морем, и «судно входит в порт только с разрешения эмира Дербента».

Легенды о сооружении дербентской заградительной стены в море продолжали появляться и в более позднее времена. Так, занимавшийся многие годы сбором сведений о колебаниях уровня Каспия, в прошлом советский ученый Б.А.Аполлов пересказывает история, якобы происшедшую в 1587г. Согласно этой истории, как-то поздно вечером «к большим» воротам  Дербента Баб-ал-Кабир подошел караван, следовавший с севера в закавказский Азербайджан. Путники опоздали: привратники только что закрыли ворота на ночь, и пройти через город на юг уже было нельзя. Пришлось разбить палаточный лагерь прямо у крепостных стен и заночевать. Утром ворота открылись, сборщики налогов вышли получить плату, полагающуюся за проход через город. Но каково же было их удивления, когда у ворот они никого не застали. Присмотревшись, они увидели на песке следы каравана, ведущие к морю, и все поняли; верблюды обошли стену по воде. Разгневался тогда властилитель Дербента, и приказал срочно построить в море «там, где глубина достаточны, чтобы их не могли пройти верблюды, большую башню и соединить ее с берегом стеной».

Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Дербенте в 1638 году, в своем описании «Московских и Персидских земель» приводит рисунок, на котором отчетливо видно, что стены Дербента имеют продолжении в море. Легенды всегда остаются легендами, красивыми сказками, отражающими дух своего времени и выдающими желаемое за действительность.

В 17 веке значение Дербента как торгового города возрастает. Он начинает играть роль основного транзитного торгового центра в расширяющейся торговле России с Персией. Отсутствие в Дербенте порта мешало, однако, развитию морской торговли через Астрахань. Это прекрасно понимал Петр 1, который стремился, утвердившись на Каспийском море, взять в свои руки торговлю Европы с Востоком, значительная часть которой шла через Каспий. Поэтому первой же заботой Петра 1 после занятия Дербента было создание в городе порта.

Петр лично убедился в необходимости создания искусственной гавани в Дербенте. Петр 1, прежде чем двигаться дальше на юг, ожидал в Дербенте прибытия судов с припасами для войск. Но прибывшие из Астрахани суда, стоявшие на рейде, были выброшены штормом на прибрежные камни. Это событие отразилось на дальнейшей судьбе восточного похода Петра 1. На обратном пути из Дербента Петр 1 писал в 1722 году о необходимости создания в городе постоянного укрепления для гарнизона и гавани «по чертежу». Однако  проект не удалось полностью осуществить, успели сделать лишь часть мола  на продолжении южной городской  стены. Петр1, рассматривал Дербент не столько как пограничную крепость, сколько как важный порт на Каспийском море. Согласно проекту в качестве боковых  сторон укрепления предполагалось использовать прибрежные части городских  стен, за пределы которых выносились каменные бастионы. Петр 1 внимательно следило за тем, как идут работы по сооружению порта  и 23 мая 1724 года писал: «В Дербенте цитадель сделать к морю и гавань делать». Однако работы каменного укрепления шло такими темпами, что за два года из пяти  бастионов успели сделать до половины высоты лишь один- западнее приморских ворот южной стены»

«В настоящее время прибрежная часть стен Дербентской крепости на расстоянии почти 300 м от берега и расположенные неподалеку камнеломки затоплены морем»,- пишут Г.А.Разумов  в книге «Тонущие города». Карьер и штольни, где разрабатывался для крепости камень, находиться ныне на глубине 2 метра. Еще глубже, на 7 метров, обнаружены развалины древнего портового мола, сложенного из того же камня.

На протяжении всей своей истории, и сегодня, и в будущем человечество вынуждено вести борьбу с водной стихией. В этой борьбе есть поражения- затонувшие города, жертвы наводнений, и победы – защищенные от затопления города и даже страны, отвоеванная у морей суша. Плавучие города – уже не фантастика. Не вымысел фантастов и подводные города.

«Наступит время,- пишет Кусто - когда человек простится с той средой, в которой он стал человеком, - с сушею,- и с залитых солнцем равнин и холмов навеки переселится в глубины моря, чтобы жить в домах, построенных на морском дне, подобно водному существу». Вряд ли все согласятся с такой перспективой.

А.Энштейн как-то в шутку сказал: «Я никак не могу поверит, что господь Бог играет с нами в кости». Но именно так вынуждены мы воспринимать многие неожиданные события, связанные с климатом, океаном и сушей нашей планеты. Именно таким случайным кажется нам странное поведение непредсказуемого и загадочного Каспийского моря. Возможно, поэтому на его берегах неоднократно происходили те сложные и крутые повороты в судьбах народов, которые оставили глубокий след в их многовековой истории.

 

Научный сотрудник – хранитель

Отдел «Фонды» Маллаева Ася

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 162 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!