ГлавнаяНовости«…...В Кузнецовской пестрой чашке, Чай и сладок и горяч……»

«…...В Кузнецовской пестрой чашке, Чай и сладок и горяч……»

25 октября 2018 - Администратор
article1070.jpg

    Фарфор, который принято называть кузнецовским, имеет интересную историю происхождения, которая началась более чем 180 лет назад. Создателями этого фарфора стала семья Кузнецовых, принадлежавшая к русскому страообрядческому роду. Яков Кузнецов, отец семейства, имел двух сыновей – Терентия и Анисима.  В 1810 году этот человек основывает и открывает немасштабное производство фаянса.  Завод был открыт в Подмосковье, в Гжельской волости. Эти края славились тем, что здесь массово добывалась глина для гончарного дела, что поспособствовало налаживанию производства  таких видов керамики, как фарфор и фаянс.

     Фарфор – это материал, который уже на протяжении нескольких столетий известен как прочное и износостойкое сырье для изготовления посуды и предметов декора, к примеру, статуэток, иконостасов и т.д. Традиционно родиной изысканных изделий из фарфора считается Англия. Однако Россия также входит в список стран, в которых на протяжении многих лет налажено массовое производство качественного фарфора. Примером такого является кузнецовский фарфор. Такие изделия приковывают к себе внимание своей красотой, тонкой художественной работой и многими другими преимуществами.

     Чтобы рассмотреть историю фарфора Кузнецовых, следует слегка забежать вперед. Основоположником производства изделий из фарфора стал крестьянин П.Куликов, который получил  опыт работы на фарфоровом заводе Отто. Это позволило мастеру в 1802 году открыть собственную мастерскую по производству изделий из фарфора. Речь идет о Тереховых, Новых, Киселевых и, конечно же, Кузнецовых.

     Матвей Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, выросший в семье потомственных фарфористов, значительно увеличил мощность своих заводов и поставлял фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурировал с европейскими и восточными заводами. Большую часть в продукции заводов «Товарищества М.С.Кузнецова» занимал так называемый «восточный товар», который выпускался раньше бывшим гарднеровским и гжельским заводами. Кузнецов увеличил ассортимент и намного расширил рынки сбыта. Для восточного рынка продавался и обычный для России ассортимент посуды – чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения: пиалы, блюда для плова, кальяны и многие другие. Жители Средней Азии и Турции предпочитали  кузнецовскую «восточную» посуду всей прочей.

     Среди коллекции «Фарфор, фаянс» в составе музейного фонда ДГИАиХМЗ предметы «Товарищества Кузнецовский фарфор» составляют 38 (тридцать восемь) единиц хранения. Тарелки, пиалы-кяса, супники, селедочницы, различные блюда овальной и иных художественных форм; блюдца для варенья; вазы обычной формы, вазы-фруктовницы, а также для хранения сухих сыпучих продуктов; молочники, масленки и т.д., т.е. богатое разнообразие столовых приборов составляют основу коллекции. Особенный интерес среди коллекции, как по декоративно-художественным достоинствам, так и по исключительному элитарно-бытовому предназначению, представляет ритуальный кувшинчик под названием «Гилабдан». «Гилаб» - в переводе с азербайджанского означает «розовая вода», а «гилабдан» - кувшин для настойки из лепестков роз. По древнему азербайджанскому свадебному обряду, среди приданого невесты необходимым и обязательным предметом являлся «гилабдан», из которого невеста на следующий день после замужества должна была омывать руки свекра.

     Ассортимент изделий Кузнецовского фарфора очень разнообразен и богат: все заслуживают особого внимания. Внутри коллекции «Фарфор, фаянс» имеются предметы, которые можно систематизировать по технологическим приемам, формовке, орнаментации. В частности, к таким изделиям можно отнести две глубокие тарелки круглой формы. У обеих тарелок бордюры заполнены (орнаментированы) бордовой и красной тонировкой, расписанной узором в комбинации растительно-геометрического характера. Бордюры «окаймлены» позолоченными ободками, отделяющими их от центрального поля.

      Внутри коллекции к одной типовой подгруппе можно отнести несколько пиал, также известные под названием «кяса», что в переводе с персидского языка означает «бадья». Кяса – глубокие, с округленно-овальным туловом предметы утвари, посаженные на закругленный поддон. Пиалы имеют ярко выраженную окраску тулова, в оранжевых, лиловых, бордовых, вишнево-красных  и фиолетово-сиреневых тонах, на фоне которых живописно вырисовывается растительный орнамент. Горловины нескольких пиал имеют золотисто-оранжевую окантовку, а некоторых – рифленый узор. Помимо рифленого узорчатого ободка, одна пиала интересна тем, что на ее поддон нанесен портрет царя Николая Второго и надпись «На Волхове».

     Отдельного внимания заслуживают клейма, которые проставляются на изделиях, изготовленных фарфоровыми заводами Кузнецова. Существует большое количество клейм, по которым и можно определить подлинность изделий. Одним из ярких, известных, наиболее распространенных, ставших символом, маркой кузнецовского фарфора, является – сокол.

     Фарфор Кузнецова – это одна из визитных карточек России, которая отображает историко-культурное наследие страны. Ныне фарфор и фаянс под этой маркой производится на ЗАО с одноименным названием. Продукция завода с 1997 года относится к изделиям традиционных народных художественных промыслов.  Высокое качество того или иного творения мастеров, трудящихся на «Кузнецовском фарфоре», подтверждено сертификатами.

                                Научный сотрудник Отдела  «Фонды» РОЗА МИРЗАЛИЕВА

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!