ГлавнаяНовости«…И это все о Дербенте…»

«…И это все о Дербенте…»

20 августа 2020 - Администратор
article1605.jpg

 О  творчестве  художника
Мушаилова Мушаила Хануховича

Заслуженный  деятель искусств Дагестана, Член Союза художников РФ, Лауреат республиканской премии им.Гамзата Цадасы Мушаилов Мушаил Ханухович родился 10 июля 1941 года в Дербенте.  В 1972 году М.Мушаилов окончил МГАХИ им.В.И.Сурикова, факультет монументальной живописи,  г. Москва.   Свою творческую деятельность М,Мушаилов начал с 1967 г., предварив ее работой в качестве старшего преподавателя ХГФ ДГПУ, г. Махачкала.
В коллекцию живописи Дербентского музея-заповедника  полотна М.Мушаилова вошли с 1989 года, т.е. с первых дней создания  единственного на всем Северном Кавказе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Картины художника М.Мушаилова в количестве более 20-ти работ  получили особое признание и почитание у ценителей живописи, поскольку сюжеты проникнуты любовью и пиететом к родному городу Дербенту,  являющемуся для М.Мушаилова не только источником творческого вдохновения, но и духовно-нравственной основой, где он познал самые лучшие традиции: межкультурные, народные, семейные, нравственно-этические. Этот город оставил глубокий след в сердце М.Мушаилова, поскольку Дербент не сравним по своей исторической значимости и толерантности ни с одним другим городом на всем Северном Кавказе.
Серия работ М.Мушаилова, посвященная городу Дербенту, запоминается  особенной реалистической ясностью и правдивостью творческого взгляда автора, демонстрируют  всю полноту восхищения и гордости перед красотой и мощью  древних стен города, да и вообще всеми неповторимыми,  грандиозными историко-архитектурными памятниками города.
Обращаясь к творчеству М.Мушаилова, хочется перечислить самые интересные и содержательные его работы в составе коллекции «Предметы искусства».  Хотя без преувеличения можно утверждать, что каждая из двадцати его работ по-своему интересна и уникальна. Поэтому, неудивительно, что практически все полотна М.Мушаилова задействованы не только в экспозициях  музеев ДМЗ, но часто выставляются и на различных культурно-выставочных площадках. Среди них такие, как  «Вид на цитадель Нарын-Кала», «Вид на город и музей искусств», «Дербент.Шихсалах», «Баят-капы», «Пейзаж с видом на Пассаж», «Вид на Армянскую церковь», «Дворик на магале», «Пейзаж со старыми банями и видом на цитадель «Нарын-Кала», «Родник на 9 магале» и т.д.
В сюжете картины «Родник на девятом магале» охвачена  незыблемая тема, отражающая историю города во всем ее многообразии, перекликающаяся с  бытом и укладом жизни жителей верхней, магальной части древнего  Дербента. На переднем плане картины примагальную площадь, мощенную прямоугольными каменными плитами, пересекают несколько женщин, облаченных в национальный женский убор. Они направляются к источнику, к булагу, как именуются родники у народностей  Кавказа: кто с медными кувшинами за спиной, а некоторые – с ведрами. Кстати, родники-булаги являлись непременной составной частью всех достопримечательностей города: их было очень много в  Дербенте, а в каждом магале они являли единое целое со всей древней архитектурой.
В следующем масштабном полотне М.Мушаилова  под названием «Дербент», где воплощен образ – взгляд, читается некая ностальгическая нотка художника  в масштабе отдельно взятой улицы  - Таги-Заде, на которой, как и сама улица,  расположились не менее древние жилые постройки и памятники архитектуры. Одним из них, наиболее значительных и величественных памятников истории является здание крытого рынка 19-го века – Пассаж, который и является «главным героем» данного сюжета. 
В сюжете картины «Дворик на магале»  как в зеркале отражается  неповторимое своеобразие и уникальность типичной для верхней части города архитектурно-планировочной структуры, сохранившейся и до наших дней: сложный и строго-возвышенный масштаб домов образует своеобразное  строение «стена в стену», с часто применяющейся в жилищах народов Южного Дагестана верандой, так называемой «шюшебен».
Работа, посвященная одной из древних ворот оборонительной системы города «Баят-капы», выполнена с особенной любовью и проникновением. Динамичный «образ» парадного входа в город усилен уличным движением: группа людей прогуливается, пересекая квартал через арочную нишу ворот.  С правой стороны к воротам примыкают двухэтажный каменный дом и  серо-голубой арочный фасад родника. Цветовой строй, выдержанный в кофейных, серых и бежево-коричневых тонах наполняет образ сдержанного по формам парадного входа «Бат-Капы»  умиротворением и спокойствием. 
Талант  художника  М.Мушаилова раскрылся не только в области мастера живописного пейзажа, но и во всем многообразии жанров. Среди его работ также отдельной строкой хочется остановиться на не менее интересных и талантливых работах в жанре быт, нравы и верования  горских евреев: «Тоска по внуку», «Дэдэй Пурим». В этих полотнах Мушаилова М. отразились черты его индивидуальности,  особенности художественного творчества,  заключающиеся в поиске и воплощении не только на холсте, но и в многообразии различных техник, в том числе – бумага, цветной карандаш, самобытности, внутренней свободы и получаемое в связи с этим эстетическое наслаждение в выборе любой живописной идеи. Бесспорно, и по сегодняшний день они остаются самыми лучшими гранями таланта художника Мушаила Мушаилова.

Научный сотрудник отдела "Фонды" Дербентского музея-заповедника

Роза Мирзалиева

 

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 95 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика