ГлавнаяНовости…ДЕРБЕНТЦЫ НЕИЗМЕРНОЮ ЛЮБОВЬЮ ПРИНЯЛИ……»

…ДЕРБЕНТЦЫ НЕИЗМЕРНОЮ ЛЮБОВЬЮ ПРИНЯЛИ……»

15 августа 2018 - Администратор
article1019.jpg

    ПЕРСИДСКИЙ  ПОХОД  ПЕТРА 1

 В  ТВОРЧЕСТВЕ  ХУДОЖНИКА

                                                                                                                                            МЕЛИКА  АГАБАЛАЕВА 

 

     Петр 1 – великий  русский  царь, первый русский император. Среди прочих дипломатических и военных акций по расширению границ, укреплению экономической мощи и политической значимости Российской империи, совершил Персидский поход, в результате которого  присоединил к России Дербент и утвердил российское присутствие на Северном Кавказе. Персидский поход Петра 1, который в официальных документах значится как «Шемахинская экспедиция», длился всего 43 дня, с 18 июля по 29 августа 1722 г.

     18  августа 1722 г. армия Петра 1  выступила из Тарков в Дербент. Разгромив по дороге султана Утамышского и превратив для устрашения в пепел Утамыш, 23 августа войска подошли к Дербенту. За версту от города его встретил наиб Имкам-Кули  с большим числом знатнейших людей Дербента и поднес государю два серебряных ключа  на серебряном блюде, покрытом  богатой персидской парчой, и произнес приветственную речь. Кроме  ключей в дар Петру была преподнесена первая в Европе рукопись местной исторической хроники «Дербент-наме».

     По поводу встречи, организованной дербентцами русской армии, Петр 1 в письме Сенату сообщил 28 сентября, что дербентцы «…неизмерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили….».

     Пребывая в Дербенте, царь обратил внимание на его исторические памятники и дал указание известным ученым Кантемиру, Герберу и Саймонову, находившимся в его свите, «….сделать описание города….».

     Император, посетив древнюю цитадель, осмотрел ее, побывал во дворце султана. Петр 1 осматривал город и его окрестности, был в Джалгане, где табасаранские беки угощали его в роще, носящей с тех пор название рощи Петра Великого, пил воду из протекающего здесь родника, названного Урусь-булаг.

     Секретарь Дагестанского областного статистического комитета Е.И.Козубский, автор  книги «История города Дербента», который с 1903 по 1906 г.г. жил в Дербенте, сообщает, что дербентцы создали легенду о встрече Петра не только с народом, но и самой природою: 80-летний старец, отец которого был свидетелем вступления Петра 1 в Дербент, в 1849 г. рассказывал, что, когда Петр 1 после подношения ему ключей, въезжал в городские ворота, то едва только его лошадь передними ногами вступила на улицу, как сделалось сильное землетрясение, и тогда народ, встречавший Петра 1 не совсем доброжелательно как гяура, пал в ужасе перед ними ниц. Но Петр 1 милостиво ударил по воротам три раза ногайкою, землетрясение прекратилось, и он, призвав к себе всех неимущих, обделил их деньгами.

     Историк Визиров отмечает, что когда случилось землетрясение при подъезде Петра 1 к воротам, он сказал выехавшим ему навстречу жителям: «…Природа хочет сделать мне торжественный прием, поколебав стены города, перед моим могуществом». Слова бахвальства едва ли соответствуют характеру Петра, которому приписывают другое высказывание: «Теперь я поставил ногу в краях Кавказа и получил крепкое основание на водах Каспия….».

     В отечественной литературе, в ряде исторических, академических, художественно-публицистических, научно-популярных и  т.д. изданиях широко и масштабно, разносторонне и объективно  освещается, учитывая  значимость и глобальность Персидского похода Петра 1, или иначе, как его называют- Каспийского похода русского императора, данный  исторический факт.

     Такие авторы, как Бутков П.Г.- путешественник, ученые-историки Гасанов М.Р., Иноземцева Е.И., Ихилов М.М., Лысцов В.П. и др.  в  своих  научных трудах  особую роль, в том числе, отводят прогрессивному значению, последствиям, итогам этого похода. Например, в книге Касумова Н.К. «Дербент-ворота Кавказа» говорится : «…..В результате  Персидского похода Дагестан был включен в состав Российской империи. Пребывание Дагестана в составе  России имело   важные последствия в истории дагестанских народов.  Прогрессивная роль России по отношению к Дагестану сказалась не только на экономическом сотрудничестве и политических связях, но и в развитии культуры. Благодаря Персидскому походу началось изучение российскими учеными производительных сил Дагестана, его истории, языков, этнографии и быта».

     Все виды музейной работы – научно- исследовательской, просветительской, фондово-закупочной, экспозиционно-выставочной и т.д. отражаются, как в предметах историко-культурного и декоративно-прикладного искусства, в  древних артефактах и в других  научно значимых и ценных носителях исторической летописи, так и в художественных произведениях, сосредоточенных в фондозапасниках музея-заповедника.  Они представляют большую художественную и познавательную ценность.

     Наиболее полно и всесторонне среди коллекции живописных полотен музея-заповедника представлены работы молодого белиджинского художника Мелика Агабалаева.

     Создатель серии портретов выдающихся деятелей культуры и искусства,  знаменитых полководцев, военачальников, ученых, писателей, путешественников и т.д., оставивших заметный след в истории города, а также внесших значительный вклад в развитие науки, культуры, экономики, расцвету ремесел, торговли, укреплению дипломатических связей и т.д., самобытный художник Мелик Агабалаев доносит до нас не только внешний облик человека, но и возвышенный благородный строй его мыслей и чувств, воссоздает историю надежд и вдохновений современников того или иного по своему историческому и культурному значению периода.

     Противоречивая и вместе с тем незаурядная натура Петра 1 вызывала интерес не у одного поколения творческих личностей. Великий и могущественный император, к образу которого применимы все положительные эпитеты настоящего «народного царя», оставил глубокий и неизгладимый след как в отечественной, та и в мировой истории.

     В живописи образ  Петра1  в творчестве многих именитых и прославленных художников, как российских, так и многих зарубежных  авторов  закрепился не только в контексте творца великой российской истории, но и как незаурядная и разносторонне развитая, неординарная личность.  Тем самым  они способствовали увековечению  могущественной фигуры Петра1 в нестираемых «монументальных красках».  Среди них такие звучные в истории живописи имена, как Франц Рубо,  Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, Август Толяндер, Жан Марк Натье, Сергей Кириллов, Иван Никитич Никитин и многие другие.   

     Целостный, живой и многогранный образ императора, «пробивший окно» не только в Европу, но и на Кавказ, занимает среди портретной галереи художника М.Агабалаева видное место.

     На картине М.Агабалаева «Петр 1 у Дербентской стены» фигура Петра гротескно значительна. Петр 1 запечатлен  в полный рост, у крепостной стены, с видом на старинную часть города. Древние, оборонительные стены крепости с башнями, бойницами, со всей фортификационной системой, делят город как бы на две части. В нижней части города представлен весь колорит быта через призму торгово-ремесленной сферы жизни горожан. Часть горожан увлечена покупкой товаров, которые изготавливаются мастерами тут же, в ремесленных мастерских и реализуются через открытые лотки или у небольших крытых лавок, сколоченных прямо посреди небольших, тесных торговых площадей, а также у фасадов жилых строений. Дипломатическому взору российского царя представился весь древний Дербент периода ХУШ века, в торгово-экономических связях которого караван верблюдов, передвигающийся вдоль крепостной стены, являлся непременным атрибутом. Вторая часть города, расположенная за пределами крепостных стен, являет собой непосредственно плотно заселенную часть с тесной нерегулярной жилой застройкой, вылившейся в некие хаотичные, запутанные, узкоколейные средневековые  кварталы, называемые – магалами.

     Высокая, стройная фигура Петра отражена во всем великолепии царского обличья.  Он одет в зеленый камзол, перехваченный белым поясом-кушаком. Ворот и обшлаги камзола обшиты парчовой тканью ярко-красного цвета. Длинный ряд мелких золотистых пуговиц наполовину расстегнут, обнажая нижний кафтан из дорогой ярко-красной парчи. Через правое плечо Петра 1 перевязана атласная лента малинового цвета. На левом боку пристегнута шпага с позолоченным эфесом. Ноги обуты в черные сафьяновые сапоги-ботфорты.  Голову императора покрывает треуголка из темно-вишневого фетра, поля которой украшены белой горжеткой. Левая рука Петра опирается об длинную, тонкую трость, в правой- зажата пара изящных белых перчаток.

     Яркое, колористическое решение, в котором доминируют бежевые, золотисто-желтые, зеленые, голубые и красные оттенки, динамичный строй произведения способствовали воплощению главной идеи – передаче энергии, неиссякаемой и напористой  воли императора.

     В сюжете еще одной картины Мелика Агабалаева, посвященной периоду пребывания Петра1 в Дербенте, - «Петр1 в роще близ Джалгана», отражен торжественный исторический момент приема, оказанного царю в роще близ Джалгана правителями города Дербента (князьями, беками, наибами, султанами и т.д.). Композиция  картины примечательна масштабностью, как в историческом плане, так и охватом действующих лиц, т.е.многофигурностью. В центральной части картины полукругом расположились : на массивном пеньке срубленного красного дерева сидят Петр1;  справа от него – ученый Саймонов, наиб Имам-Кули в красном нарядно-торжественном уборе; далее, слева- один из советников императора, дающего какие-то указания позади стоящему наибу. Напротив них, прибегая к этикету восточного гостеприимства, расстелив на желтой выжженной траве скатерть со всякой снедью, яствами, различными винами, восточными сладостями, расселись на ярких ковриках остальные из числа знатнейших людей Дербента. В центральной части переднего плана картины, выразительно, в то же время с легкой ненавязчивой добродушностью, в композицию вписан натюрморт из различной дворцовой утвари и фруктов. Чуть поодаль, в левом углу картины запечатлены два вооруженных горца из свиты султана. В правом углу картины, соорудив небольшой примитивный очаг  на земле, свое мастерство стряпни демонстрирует шашлычник в ярко-красной походной «пилотке». С не меньшим усердием стараются угодить императору, развлекая его игрой на различных музыкальных инструментах, ашуги, исполнители самобытных народных песен, расположившиеся под сенью реликтового дерева. Далее, чуть позади них, выстроилась группа стражников из сопровождения Петра, при полном походном вооружении и снаряжении. Чуть ближе к отдыхающим, под сенью мощного, увесистого дуба расположились пешие и конные армейцы Петра: одна группа охраняет большое походное знамя ярко-желтого цвета, другая, слева – разгружает кавалерийское снаряжение.   Сюжет картины  выдержан преимущественно в ярких: охристых, оранжево-желтых и серо-зеленых тонах.  В композицию тщательно вписан в пейзаж: дубовая, солнцем залитая роща и часть стены «Даг-бары».

      Персидский поход императора Петра 1 на Кавказ в творчестве художников является  весьма  ценным  фактором, помогающим  наибольшему  сложению  представления  у подрастающего поколения  о значимости и масштабности  этой  экспедиции.

 

           Научный сотрудник отдела  «  Ф о н д ы» Роза Мирзалиева

Рейтинг: 0 Голосов: 0 100 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!